ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 61RS0009-01-2025-000759-38 |
Дата поступления | 07.03.2025 |
Категория дела | Иски, связанные с возмещением ущерба → Иные о возмещении имущественного вреда |
Судья | Кравченко Ирина Геннадьевна |
Дата рассмотрения | 23.06.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 07.03.2025 | 11:59 | 07.03.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 07.03.2025 | 15:11 | 07.03.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 12.03.2025 | 14:11 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 12.03.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 12.03.2025 | 14:13 | 12.03.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 21.03.2025 | 18:37 | 24.03.2025 | ||||||
Судебное заседание | 08.04.2025 | 12:00 | 2 | Объявлен перерыв | 24.03.2025 | ||||
Судебное заседание | 10.04.2025 | 15:00 | 2 | Производство по делу приостановлено | НАЗНАЧЕНИЕ СУДОМ ЭКСПЕРТИЗЫ | 08.04.2025 | |||
Производство по делу возобновлено | 02.06.2025 | 13:44 | 03.06.2025 | ||||||
Судебное заседание | 16.06.2025 | 15:00 | 2 | Заседание отложено | неявка ИСТЦА | 03.06.2025 | |||
Судебное заседание | 23.06.2025 | 11:30 | 2 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 16.06.2025 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 03.07.2025 | 16:42 | 02.07.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ОТВЕТЧИК | Вершанская Людмила Ивановна | ||||||||
ИСТЕЦ | Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области | 6164119535 | 616301001 | 1186196002607 | |||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Татаркина Елена Евгеньевна |
Дело № 2-1223/2025
УИД: 61RS0009-01-2025-000759-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2025 года г. Азов, Ростовской области
Азовский городской суд Ростовской области в составе судьи Кравченко И.Г., при помощнике судьи Кушнир Ю.А., с участием представителя ответчика Скляровой Т.Б. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области к Вершанской Людмиле Ивановне о взыскании суммы причиненного ущерба объектам археологического наследия федерального значения «Некрополь Крепостного городища» «Городище Азака-Таны с некрополем», «Солдатский или военный форштадт русской крепости «Азов»,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области обратился в суд с иском к Вершанской Людмиле Ивановне о взыскании суммы причиненного ущерба объектам археологического наследия федерального значения «Некрополь Крепостного городища» «Городище Азака-Таны с некрополем», «Солдатский или военный форштадт русской крепости «Азов».
Истец указал, что Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области согласно Постановлению Правительства Ростовской области от 29.12.2017 № 928 «Об образовании комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области», является уполномоченным исполнительным органом Ростовской области (органом исполнительной власти Ростовской области): в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в государственной собственности Ростовской области, государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной исполнительной власти охраной объектов культурного наследия, а также в части переданных органам субъектов Российской Федерации полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.
В Комитет поступило письмо Государственного бюджетного учреждения культуры Ростовской области «Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник имени А.А. Горбенко» от ДД.ММ.ГГГГ №.№ по вопросу проведения строительных работ на земельном участке с к.н. № по адресу: <адрес>, расположенном в границах территории объектов археологического федерального значения «Некрополь Крепостного городища», «Городище Азака-Таны с некрополем», «Солдатский или военный форштадт русской крепости «Азов», а также в границах территории объекта культурного наследия регионального, значения - достопримечательного места «Исторический центр г. Азова», расположенного по адресу: <адрес>, в границах <адрес>, набережная р. Дон, состоящих на государственной охране на основании решения малого Совета Ростовского областного Совета народных депутатов от 18.11.1992 № 301 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры в Ростовской области».
В соответствии с Постановлением Комитета № земельный участок с к/н. № расположен в границах регламентного участка № режима №
Территория объектов культурного наследия отображается на публичной кадастровой карте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу <данные изъяты> в разделе «Зоны и территории» с реестровыми номерами: №
Комитетом проведено выездное обследование объекта археологического наследия, по результатам которого на земельном участке с к/н № зафиксированы строительные работы - возведен фундамент объекта строительства с ориентировочной площадью застройки 70 кв. м.
Проведенные на земельном участке с к/н. № строительные работы противоречат требованиям п. 1 ст. 5.1, п. 2 ст. 40, ст. 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ, требованиям Приказа № 216 и привели к повреждению культурного слоя объектов археологического наследия на ориентировочной площади 70 кв. м.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № № (далее - выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ) собственником земельного участка с к/н. № является Вершанская Людмила Ивановна (государственная регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ №).
Кроме того, в графе выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ «Содержание ограничения в использовании или ограничения права на объект недвижимости или обременения объекта недвижимости» указаны сведения об объектах археологического наследия, в том числе приказ №, постановление №, постановление №, постановление комитета от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в постановление комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №».
Комитетом направлен запрос в адрес администрации г. Азова от ДД.ММ.ГГГГ № о выданной разрешительной документации на проведение земляных, строительных работ, в том числе на вышеуказанном земельном участке.
Письмом администрации г. Азова от ДД.ММ.ГГГГ №.№ сообщается, что сведений о выдаче разрешительной документации на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, в том числе на земельном участке с к.н. № не имеется.
Также в адрес Комитета администрацией г. Азова предоставлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №.№, которым сообщается, что МКУ г. Азова «Департамент ЖКХ» разрешение на проведение строительных работ не выдавал.
Ранее администрацией г. Азова в адрес комитета направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ №.№, от ДД.ММ.ГГГГ №.№ с запросом сведений о наличии/ отсутствии объектов культурного наследия на земельном участке с к.н. №, в связи с поступившими в адрес администрации г. Азова уведомлениями Вершанской Л.И. о планируемом сносе объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилишного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ (далее — уведомление от ДД.ММ.ГГГГ).
С целью получения информации о результатах рассмотрения указанных уведомлений Вершанской Л.И., Комитетом в адрес администрации города Азова направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ №.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.№ администрацией города Азова сообщается об отзыве ДД.ММ.ГГГГ Вершанской Л.И. уведомления от ДД.ММ.ГГГГ.
Также администрацией города указано об информировании Вершанской Л.И. (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №.№) о необходимости проведения соответствующих мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-Ф3).
По мнению истца, собственником земельного участка с к.н. № - Вершанской Л.И. допущено грубейшее нарушение действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия, что привело к повреждению культурного слоя объекта археологического наследия на ориентировочной площади 70 кв. м.
В Комитет из ГАУК РО «<данные изъяты>» поступила смета калькуляция стоимости предполагаемого ущерба, причиненного объекту археологического наследия, в границах земельного участка с к.н. №, в соответствии с которой стоимость спасательных археологических полевых работ разрушенной части объекта археологического наследия на площади 70 кв.м. составляет 585 756 руб. 67 коп., которые рассчитаны на основании «Сборника цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры (СЦНПР-91).
В связи с вышеизложенным истец обратился в суд и просил:
Взыскать с Вершанской Людмилы Ивановны в доход бюджета Ростовской области причиненный вред объекту археологического наследия федерального значения «Некрополь Крепостного городища», «Городище Азака-Таны с некрополем», «Солдатский или военный форштадт русской крепости «Азов» при проведении строительных работ на земельном участке с к.н. № по адресу: <адрес>, в виде стоимости спасательных археологических полевых работ в сумме 585 756 руб. 67 коп.
Представитель истца в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о дне судебного разбирательства. Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель ответчика – адвокат Склярова Н.Б. в судебное заседание явилась, настаивала на рассмотрении спора, пояснила, что ответчик заявленные исковые требования не признает, так как фактически произвела реконструкцию старого строения. В связи с чем, вред объекту археологического наследия не был причинен.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно преамбуле Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно абз. 1, 2, 3, 4" ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства,
искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры;
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои;
Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.
Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.
Судом установлено, что Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области согласно Постановлению Правительства Ростовской области от 29.12.2017 № 928 «Об образовании комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области», является уполномоченным исполнительным органом Ростовской области (органом исполнительной власти Ростовской области): в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в государственной собственности Ростовской области, государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной исполнительной власти охраной объектов культурного наследия, а также в части переданных органам субъектов Российской Федерации полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.
В Комитет поступило письмо Государственного бюджетного учреждения культуры Ростовской области «Азовский историко-археологический и палеонтологический музей-заповедник имени А.А. Горбенко» от ДД.ММ.ГГГГ №.№ по вопросу проведения строительных работ на земельном участке с к.н. № по адресу: <адрес>, расположенном в границах территории объектов археологического федерального значения «Некрополь Крепостного городища», «Городище Азака-Таны с некрополем», «Солдатский или военный форштадт русской крепости «Азов», а также в границах территории объекта культурного наследия регионального, значения - достопримечательного места «Исторический центр г. Азова», расположенного по адресу: <адрес>, в границах <адрес>, набережная р. Дон, состоящих на государственной охране на основании решения малого Совета Ростовского областного Совета народных депутатов от 18.11.1992 № 301 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры в Ростовской области».
В соответствии с Постановлением Комитета № земельный участок с к/н. № расположен в границах регламентного участка Р<данные изъяты>.
Территория объектов культурного наследия отображается на публичной кадастровой карте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу <данные изъяты> в разделе «Зоны и территории» с реестровыми номерами: <данные изъяты>
Комитетом проведено выездное обследование объекта археологического наследия, по результатам которого на земельном участке с к/н № зафиксированы строительные работы - возведен фундамент объекта строительства с ориентировочной площадью застройки 70 кв. м.
Проведенные на земельном участке с к/н. № строительные работы противоречат требованиям п. 1 ст. 5.1, п. 2 ст. 40, ст. 45.1 Федерального закона N 73-ФЗ, требованиям Приказа № 216 и привели к повреждению культурного слоя объектов археологического наследия на ориентировочной площади 70 кв. м.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № № (далее - выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ) собственником земельного участка с к/н. № является Вершанская Людмила Ивановна (государственная регистрация права от ДД.ММ.ГГГГ №).
Кроме того, в графе выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ «Содержание ограничения в использовании или ограничения права на объект недвижимости или обременения объекта недвижимости» указаны сведения об объектах археологического наследия, в том числе приказ № 216, постановление №, постановление №, постановление комитета от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в постановление комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №».
Комитетом направлен запрос в адрес администрации г. Азова от ДД.ММ.ГГГГ № о выданной разрешительной документации на проведение земляных, строительных работ, в том числе на вышеуказанном земельном участке.
Письмом администрации г. Азова от ДД.ММ.ГГГГ №.№ сообщается, что сведений о выдаче разрешительной документации на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, в том числе на земельном участке с к.н. № не имеется.
Также в адрес Комитета администрацией г. Азова предоставлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №.№ которым сообщается, что МКУ г. Азова «Департамент ЖКХ» разрешение на проведение строительных работ не выдавал.
Также ранее администрацией г. Азова в адрес комитета направлены письма от ДД.ММ.ГГГГ №.№, от ДД.ММ.ГГГГ №.№ с запросом сведений о наличии/ отсутствии объектов культурного наследия на земельном участке с к.н. №, в связи с поступившими в адрес администрации г. Азова уведомлениями Вершанской Л.И. о планируемом сносе объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ, о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилишного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ (далее — уведомление от ДД.ММ.ГГГГ).
С целью получения информации о результатах рассмотрения указанных уведомлений Вершанской Л.И., Комитетом в адрес администрации города Азова направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ №.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.№ администрацией города Азова сообщается об отзыве ДД.ММ.ГГГГ Вершанской Л.И. уведомления от ДД.ММ.ГГГГ.
Также администрацией города указано об информировании Вершанской Л.И. (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №.№ о необходимости проведения соответствующих мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-Ф3).
По мнению истца, собственником земельного участка с к.н. № - Вершанской Л.И. допущено грубейшее нарушение действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия, что привело к повреждению культурного слоя объекта археологического наследия на ориентировочной площади 70 кв. м.
В ходе судебного разбирательства, суд была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению эксперта ФГБУН « Федеральный исследовательский центр ЮНЦ РАН» объекту археологического наследия федерального значения «Некрополь Крепостного городища», «Городище Азака-Таны с некрополем», «Солдатский или военный форштадт русской крепости «Азов» при проведении строительных работ на земельном участке с к.н. № по адресу: <адрес> был причинен ущерб.
Сумма ущерба составляет 419224,4 руб.
Ответчик, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ доказательств опровергающих доказательства, полученные судом в ходе рассмотрения данного дела не представила.
Так же в суд не представлено доказательств тому, что ответчиком в Комитет до начала строительных работ был предоставлен план проведения спасательных археологических полевых работ на земельный участок по вышеуказанной площади.
Представитель ответчика не отрицала, что спасательные археологические полевые работы на земельном участке не проводились.
Суд принимает заключение эксперта в качестве доказательства по делу, так как выводы эксперта мотивированы, не содержат противоречий, эксперт обладает специальными познаниями и опытом работы, позволяющими ему дать ответы на вопросы, поставленные судом. Суд дает оценку заключению эксперта в соответствии со ст.67 ГПК РФ.
Суд приходит к выводу о том, что ответчик не предприняла никаких мер по сохранению части объекта культурного наследия, находящейся в ее собственности в границах объекта археологического наследия, чем причинила ущерб.
Согласно п. 2 ст. 61 Федерального закона № 73-ФЗ лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия – стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, указанных в статье 40 Федерального закона № 73-ФЗ, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
В связи с чем, требования истца о взыскании суммы причиненного ущерба объекту археологического наследия суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При определении размера суммы ущерба, подлежащей взысканию с ответчика, суд считает возможным принять сумму ущерба, установленную экспертом ФГБУН « Федеральный исследовательский центр ЮНЦ РАН»- 419 224,40 руб, так эксперту были разъяснены положения ст. 84-86 ГПК и ст.307 УК РФ, эксперт определил размер ущерба на основании исследования всех материалов дела, представленных ему судом, заключения эксперта не было опровергнуто в ходе судебного разбирательства.
.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 73-ФЗ каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 47.4 Федерального закона № 73-ФЗ доступ к объекту культурного наследия осуществляется в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности. Требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия, включенному в реестр, устанавливаются с учетом требований к сохранению указанного объекта культурного наследия, требований к его содержанию и использованию, физического состояния этого объекта культурного наследия и характера его современного использования.
В соответствии с п. 6.1 ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ физические и юридические лица, проводящие археологические полевые работы, имеют право доступа к объектам археологического наследия, археологические полевые работы на которых предусмотрены разрешением (открытым листом) на проведение археологических полевых работ. Физическим и юридическим лицам, проводящим археологические полевые работы, в целях проведения указанных работ собственниками и (или) пользователями земельных участков, в границах которых расположены объекты археологического наследия, должен быть обеспечен доступ к земельным участкам, участкам водных объектов, участкам лесного фонда, на территорию, определенную разрешением (открытым листом) на проведение археологических полевых работ.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований в размере 419 224,40 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Ответчик внесла на депозит УСД в Ростовской области в счет оплаты экспертизы 55 000 рублей.
Согласно заявлению руководителя ФГБУН « Федеральный исследовательский центр ЮНЦ РАН» стоимость экспертизы составила 60 000 рублей.
Истец заявил требования о взыскании 585 756,67 руб. Исковые требования были удовлетворены частично- на сумму 419 224,40 рублей, то есть на 72 %, соответственно ответчик должна нести 72% судебных расходов, истец должен нести 28 % расходов.
Таким образом, размер расходов, по оплате экспертизы подлежащий взысканию с ответчика составляет 43 200 рублей. Данная сумма подлежит перечислению с депозита УСД в Ростовской области на счет экспертного учреждения. 11800 рублей подлежат возвращению с депозита УСД Вершанской Л.И.
С Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области в пользу ФГБУН « Федеральный исследовательский центр ЮНЦ РАН» подлежит взысканию 16800 в счет оплаты судебной экспертизы.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с Вершанской Л.И. в бюджет МО « Город Азов» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 12 981 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области к Вершанской Людмиле Ивановне о взыскании суммы причиненного ущерба объектам археологического наследия федерального значения «Некрополь Крепостного городища» «Городище Азака-Таны с некрополем», «Солдатский или военный форштадт русской крепости «Азов» удовлетворить частично.
Взыскать с Вершанской Людмилы Ивановны ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> ( п-т № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ код подразделения №) в доход бюджета Ростовской области причиненный вред объекту археологического наследия федерального «Некрополь Крепостного городища», «Городище Азака-Таны с некрополем», «Солдатский или военный форштадт русской крепости «Азов» при проведении строительных работ на земельном участке с к.н. № по адресу: <адрес>, в виде стоимости спасательных археологических полевых работ в сумме 419 224,40 рублей ( четыреста девятнадцать тысяч двести двадцать четыре рубля 40 копеек).
В удовлетворении остальной части исковых требований Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области к Вершанской Людмиле Ивановне отказать.
Взыскать с Вершанской Людмилы Ивановны ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> ( п-т № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ код подразделения №) в бюджет МО « Город Азов» государственную пошлину в сумме 12981 руб. ( двенадцать тысяч девятьсот восемьдесят один рубль).
Взыскать с Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения науки « Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук» <данные изъяты> в счет оплаты экспертизы 16800 ( шестнадцать тысяч восемьсот) руб.
УСД в Ростовской области перечислить с депозита в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения науки « Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук» <данные изъяты> в счет оплаты экспертизы 43 200 ( сорок три тысячи двести) рублей.
УСД в Ростовской области вернуть Вершанской Людмиле Ивановне с депозита 11800 ( одиннадцать тысяч восемьсот) рублей
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Азовский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированной части решения.
Судья:
Мотивированная часть решения изготовлена 3.07.2025.
